TAX & LEGAL UZBEKISTAN
Земля и строительство
Все статьи и материалы

Земля и строительство

Земля может предоставляться субъектам предпринимательства в Узбекистане в качестве земли сельскохозяйственного назначения или несельскохозяйственного назначения. Целевое назначение земель отражается в земельно-кадастровой документации.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для нужд сельского хозяйства и подразделяются на орошаемые и неорошаемые (богарные) земли, пахотные земли, земли, занятые сенокосами, пастбищами, многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения предоставляются в пользование субъектам предпринимательства для указанных целей.

Для строительства промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий связи и электропередач, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Перевод категории земли

Перевод земель из одной категории в другую допускается.

Перевод неорошаемых земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию производится Кабинетом Министров Узбекистана, а перевод орошаемых земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию производится в соответствии с решением Президента Узбекистана. В других случаях перевод земли из одной категории в другую производятся хокимами областей и города Ташкента.

При отводе сельскохозяйственных и лесных угодий субъектам предпринимательства для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, они возмещают потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Приобретение земельного участка

Субъекты предпринимательства могут иметь земельные участки на праве постоянного пользования или аренды. Иностранные компании и предприятия с иностранными инвестициями могут владеть земельными участками только на праве аренды.

В постоянное пользование земельные участки предоставляются на основании решения хокима области и города Ташкента. Земельные участки несельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду посредством электронного онлайн-аукциона на e-auksion.uz.

При приобретении здания, сооружения или иной недвижимости, вместе с этими объектами переходит и право постоянного пользования или аренды земельного участка, занятого указанными объектами и необходимым для их использования.

Компаниям, реализующим крупный инвестиционный проект, определяемый путем отбора и стоимостью в эквиваленте не менее 10 миллионов долларов США, земельные участки предоставляются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Права субъектов предпринимательства на земельные участки подлежат государственной регистрации. Документом, удостоверяющим право на земельный участок, является электронная выписка из государственного реестра прав на объекты недвижимости.

Срок предоставления земли

Земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей, могут предоставляться в аренду сроком на 30 лет. Срок аренды земель несельскохозяйственного назначения не может превышать 100 лет.

Иностранным компаниям и предприятиям с участием иностранных инвестиций земельные участки сдаются в аренду на срок до 25 лет. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора аренды земельных участков по истечении срока его действия при прочих равных условиях.

Плата за землю

В Узбекистане использование земель является платным. Плата за землю взимается в форме ежегодного земельного налога, размеры которого определяются в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка.

При передаче земельных участков в аренду плата за землю взимается в форме арендной платы. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, приравнивается к земельному налогу.

Изъятие земельных участков

Изъятие земельных участков или их частей, принадлежащих другим лицам, для общественных нужд с компенсацией производится в порядке, предусмотренном законодательством.

Порядок организации строительства

Ниже приводится список государственных услуг, связанных с организацией и ведением строительства коммерческих объектов:

  1. Разработка архитектурно-планировочного задания (АПЗ) для проектирования строительства. АПЗ определяет общие требования к внешнему виду зданий, автомобильным стоянкам, въездам и выездам из территории, озеленению и благоустройству земельного участка, прокладке инженерных коммуникаций.
  2. Согласование разработанной проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация разрабатывается проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
  3. Регистрация объекта строительства для начала строительно-монтажных работ. Выполнение строительных работ без регистрации объекта строительства запрещается.
  4. Выдача разрешения на эксплуатацию объекта, завершенного производством строительно-монтажных работ. Разрешение является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Субъекты предпринимательства могут обратиться в центры государственных услуг в явочном порядке или онлайн через единый портал государственных услуг my.gov.uz для получения государственных услуг.

Некоторые виды строительства требуют лицензию. См. нашу статью по лицензируемым видам деятельности.

Контроль за строительством

При строительстве проводится государственный контроль за строительством, технический контроль заказчика строительства и авторский контроль разработчика проектно-сметной документации.

Государственный контроль градостроительной деятельности осуществляется территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства.

Технический контроль при строительстве и реконструкции объектов осуществляется заказчиком путем закрепления специалиста по техническому контролю или привлечения на договорной основе организации, имеющего право на осуществление данного вида деятельности.

Авторский контроль осуществляется разработчиком проектно-сметной документации в течение всего периода строительства или реконструкции объекта на основе договора.

Категории объектов строительства

Объекты строительства подразделяются на 4 категории по уровню риска, в зависимости от которых определяются периодичность государственного строительного контроля:

  1. I категория – объекты с низким фактором риска (фотостудии, временные павильоны, киоски, веранды и другие), по которым государственный строительный контроль может не осуществляться
  2. II категория – объекты со средним фактором риска (склады хранения лесоматериалов и сырья, цеха по производству дров, цеха по производству стекла и зеркал и другие), по которым государственный строительный контроль осуществляется не более 2 раз в месяц
  3. III категория – объекты с высоким фактором риска (предприятия по добыче каменной соли, обработка цветных металлов, объекты по производству химической и синтетической продукции и другие), по которым государственный строительный контроль осуществляется не более 3 раз в месяц
  4. IV категория – объекты с очень высоким фактором риска (атомная промышленность, объекты добычи, подготовки, переработки и хранения нефти, газа и газового конденсата и другие), по которым государственный строительный контроль осуществляется не более 4 раз в месяц

Материалы на этом сайте не являются юридической или профессиональной консультацией. Вся информация, представленная здесь, носит исключительно общий информационный характер и может быть неточной или неполной. Если вам нужна профессиональная консультация, обратитесь к компетентному специалисту.