TAX & LEGAL UZBEKISTAN
Контакты
Налоговые правонарушения и налоговые проверки
Все статьи и материалы

Налоговые правонарушения и налоговые проверки

Если налогоплательщик совершает операции или последовательности операций, целью которых является получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие его действия признаются злоупотреблением правом.

Установление случаев злоупотребления правом, мнимости (притворности) сделки, а также применение их последствий осуществляется налоговыми органами, а при несогласии налогоплательщика — судом по иску налоговых органов.

Налоговые правонарушения и ответственность

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате неправильного исчисления налога или других неправомерных действий – влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Сокрытие или занижение налоговой базы – влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы сокрытой или заниженной налоговой базы.

Непредставление в установленный срок налоговой отчетности – влечет наложение штрафа в размере 1% за каждый день просрочки не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой налоговой отчетности, но не более 10% указанной суммы.

Осуществление торговли или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники (ККМ) и расчетных терминалов, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека, а также отказ от приема платежей через расчетные терминалы – влечет наложение штрафа в размере 5 миллионов сумов.

Осуществление торговли или оказание услуг с применением контрольно-кассовой техники (ККМ), не зарегистрированных в налоговых органах – влечет наложение штрафа в размере 7 миллионов сумов.

Использование расчетных терминалов, оформленных на других лиц – влечет наложение штрафа в размере 20 миллионов сумов.

При повторном совершении налогового правонарушения в течение года, размер штрафа увеличивается в 2 раза.

Административная и уголовная ответственность за налоговые нарушения

Руководители субъектов предпринимательства, при наличии оснований, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Применение к организации финансовых санкций не освобождает его руководителей от административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность может быть применена за несоблюдение обязательной постановки на учет договора аренды в государственных налоговых органах, уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей, нарушение порядка ведения кассовых операций.

Уголовная ответственность может быть применена за уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей в крупном и особо крупном размере.

Административная или уголовная ответственность возникает и по другим основаниям, предусмотренным законами.

Приостановление операций по банковскому счету

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банками всех расходных операций налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может приниматься руководителем или заместителем руководителя налогового органа на срок не более 10 дней.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке на срок более 10 дней может быть принято судом на основании ходатайства налогового органа. При этом операции налогоплательщика по его счетам в банке приостанавливаются до принятия решения судом.

Приостановление операций по банковским счетам субъектов предпринимательства может применяться в случаях:

  • непредставления налогоплательщиком финансовой или налоговой отчетности в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока
  • непредставления в установленный срок налогоплательщиком пояснений или исправлений в ответ на требование налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки, а также непредставления документов, истребуемых налоговым органом
  • воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или помещения отсутствия налогоплательщика по месту заявленного им адреса

Приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика не распространяется на платежи первой очереди (требования граждан, вытекающие из трудовых отношений, по взысканию алиментов, за причинение вреда жизни и здоровью).

Если налоговым органом вынесено неправомерное решение о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика, на сумму замороженных денежных средств начисляются проценты, подлежащие уплате этому налогоплательщику за каждый календарный день приостановления операций.

Взыскание налоговой задолженности

Взыскание налоговой задолженности с субъекта предпринимательства производится вначале за счет денежных средств на его счетах в банке, а при их недостаточности — за счет иного имущества этого лица.

Если с момента, как налогоплательщик узнал о налоговой проверке, он передал свои денежные средства или иное имущество другим лицам, взыскание налоговой задолженности налогоплательщика может быть произведено с этих лиц.

Взыскание налоговой задолженности производит налоговый орган путем направления инкассового поручения в банк, в котором открыты счета обязанного лица. Инкассовое поручение налогового органа выставляется не позднее 3 рабочих дней после истечения срока, установленного для уплаты налога.

Взыскание налоговой задолженности может производиться со счетов в национальной валюте, а при недостаточности средств на таких счетах — со счетов в иностранной валюте обязанного лица. Взыскание налоговой задолженности не производится за счет средств, размещенных на срочных депозитных счетах до истечения срока их действия.

Если в день получения банком инкассового поручения налогового органа на счетах обязанного лица недостаточно денежных средств для его исполнения, оно исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета.

Если налоговая задолженность обязанного лица не может быть взыскана денежными средствами на банковских счетах, налоговый орган вправе взыскать ее за счет иного имущества этого обязанного лица, в том числе за счет наличных денежных средств. Взыскание налоговой задолженности за счет имущества обязанного лица производится по решению суда. В случае признания налогоплательщиком суммы налоговой задолженности, взыскание налоговой задолженности за счет имущества обязанного лица может производиться по решению налогового органа.

Арест имущества налогоплательщика

Арестом имущества в качестве способа взыскания налоговой задолженности является действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Арест имущества налогоплательщика производится в случае неполного исполнения им требования о погашении налоговой задолженности в течение 15 календарных дней со дня его направления.

Арест имущества может быть применен при недостаточности денежных средств на банковских счетах налогоплательщика для обеспечения исполнения его обязанности по уплате налога (пени, штрафа).

Арест имущества налогоплательщиков по налоговой задолженности осуществляется по решению суда. В случае признания налогоплательщиком налоговой задолженности налоговый орган может выставить арест на имущество налогоплательщика на основании решения налогового органа.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для погашения налоговой задолженности.

Арест имущества проводится с осуществлением видеосъемки, а при отсутствии такой возможности — с участием понятых. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества.

Обжалование действий налоговых органов

Решения и действия налоговых органов могут быть обжалованы в налоговый комитет либо в суд по усмотрению налогоплательщика.

Решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в вышестоящий налоговый орган на решения, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, может быть подана в течение месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, а также применение финансовых санкций (штрафов).

В случае отмены решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки или налогового аудита, взысканные суммы подлежат возврату с процентами.

Проведение налоговых проверок

Налоговые проверки проводятся с целью контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

  • камеральная налоговая проверка
  • выездная налоговая проверка
  • налоговый аудит

Проверяемый период не должен превышать последние 3 лет деятельности.

Материалы налогового контроля не позднее следующего рабочего дня со дня его завершения должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту учета налогоплательщика.

Документы или иная информация о налогоплательщике, полученные с нарушением требований законодательства, не могут служить основанием для привлечения этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые органы не вправе вновь проводить проверку на предмет и объект по ранее проверенному периоду деятельности субъекта предпринимательства и истребовать документы, ранее предъявленные субъектом предпринимательства.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов.

В ходе камеральной налоговой проверки, налоговый орган может запрашивать у налогоплательщика учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены налоговому органу в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.

Камеральная налоговая проверка не должна превышать 60 дней (в отношении возмещения сумм налога на добавленную стоимость - 30 дней).

В исключительных случаях камеральная налоговая проверка проводится с осмотром территорий и помещений налогоплательщика в рамках 1-ого рабочего дня.

Выездная налоговая проверка

При выездной налоговой проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверка применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов, контрольные закупки.

Выездная налоговая проверка проводится на основе приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки и цель проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится в срок не более 10 дней. Завершением срока выездной налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки.

Осмотр территорий и помещений производится с осуществлением видеосъемки, а при отсутствии такой возможности — с участием понятых.

Выездные налоговые проверки осуществляются с уведомлением Уполномоченного по защите прав субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (biznesvakil.uz).

Субъекты предпринимательства вправе не допускать на свою территорию должностных лиц налоговых органов для проведения проверки в случаях если:

  • приказ о проведении проверки не оформлен в установленном порядке
  • проверка не согласована в установленном порядке с Уполномоченным по защите прав предпринимателей или он не уведомлен об этом
  • отсутствует специальное удостоверение, дающее право на проверку деятельности субъектов предпринимательства

Налоговый аудит

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. Налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика, относящегося к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска.

Налоговый аудит осуществляется с уведомлением Уполномоченного по защите прав субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (biznesvakil.uz).

Налоговым аудитом может быть охвачен только период, следующий за последним налоговым аудитом, но не более чем за предыдущие 5 лет.

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение. В извещении указываются дата начала налогового аудита, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов.

Как правило, налоговый аудит не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения налогового аудита начинается в день вручения налогоплательщику приказа о назначении налогового аудита.

Срок проведения налогового аудита может быть продлен до 2 месяцев, а в исключительных случаях до 3 месяцев.

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещение проверяемого лица, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налоговой проверки.

Осмотр территорий и помещений, а также документов и предметов производится с осуществлением видеосъемки, а при отсутствии такой возможности — с участием понятых.

Налоговый аудит завершается в день составления акта о проведенном налоговом аудите. Все экземпляры акта налогового аудита подписываются должностными лицами налогового органа, проводившими налоговый аудит. Один экземпляр акта налогового аудита в течение 3 дней после его завершения вручается налогоплательщику.

Налогоплательщик обязан расписаться в получении акта налогового аудита с указанием даты получения. Подпись налогоплательщика в акте налогового аудита не означает его согласия с результатами налогового аудита.

Лицо, в отношении которого проводился налоговый аудит, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налогового аудита, или с выводами и предложениями проверяющих, в течение 10 дней со дня получения акта налогового аудита вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту.

Уточненная налоговая отчетность

Налогоплательщик, обнаруживший в ранее представленной им налоговой отчетности недостоверные или неполные сведения или ошибки, приведшие к занижению суммы налога, обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую отчетность.

Если уточненная налоговая отчетность представлена в налоговый орган до истечения установленного срока представления налоговой отчетности, налоговая отчетность считается представленной в надлежащий срок.

Если уточненная налоговая отчетность представлена в налоговый орган после истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности при соблюдении всех следующих условий:

  • уточненная налоговая отчетность представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, приведших к занижению суммы налога, либо о назначении налогового аудита
  • до представления уточненной налоговой отчетности налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени

Если выявленные недостоверности или ошибки не привели к занижению суммы налога, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую отчетность. При этом уточненная налоговая отчетность, представленная после истечения установленного срока ее представления, не считается представленной с нарушением срока.

Права и обязанности налогоплательщика

Налогоплательщик имеет право:

  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и налогового аудита, проводимых на территории налогоплательщика
  • знакомиться с материалами выездной налоговой проверки и налогового аудита, а также получать акты этих проверок
  • не выполнять требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие налоговому законодательству
  • обжаловать решения налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц
  • требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны

Налогоплательщики обязаны:

  • явиться в налоговый орган при получении повестки о необходимости рассмотрения документов или дачи пояснений
  • при реализации товаров и услуг, предоставлять покупателю счета-фактуры, чеки или другие приравненные к ним документы
  • обеспечить доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, для ознакомления с документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налогов
  • выполнять законные требования налоговых органов, не препятствовать законной деятельности указанных органов и должностных лиц
  • обеспечивать сохранность налоговой отчетности и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение 5 лет

Права и обязанности налогового органа

Налоговые органы вправе:

  • требовать от налогоплательщика представить документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов
  • проводить налоговые проверки и другие мероприятия налогового контроля в установленном порядке
  • обследовать территорию, производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщика, используемые для извлечения доходов
  • производить инвентаризацию имущества
  • опечатывать кассы и места хранения товарно-материальных ценностей и документов на срок не более 2 дней, а на срок более 2 дней — по решению суда
  • осуществлять фото- и видеосъемку, получать объяснения и другие сведения
  • самостоятельно определять суммы налогов в случаях утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации
  • принимать меры принудительного взыскания налоговой задолженности
  • рассматривать дела о налоговых правонарушениях и применять финансовые санкции
  • предъявлять в суды иски к налогоплательщикам о взыскании в доход государства незаконно полученных ими средств
  • требовать перевода документов на государственный язык
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой
  • приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщика и налагать арест на их имущество в установленном порядке

Налоговые органы обязаны:

  • сообщать налогоплательщикам об их правах и обязанностях при проведении налоговых проверок, а также информировать о результатах проведенных проверок
  • изучать заявления, сообщения и другую информацию о нарушениях налогового законодательства
  • соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранность
  • по требованию налогоплательщика составлять акт сверки исполнения налогового обязательства по уплате налогов

Материалы на этом сайте не являются юридической или профессиональной консультацией. Вся информация, представленная здесь, носит исключительно общий информационный характер и может быть неточной или неполной. Если вам нужна профессиональная консультация, обратитесь к компетентному специалисту.